Что вы знаете о своих трудовых правах? Возможно, если вы не студент юрфака, то скоро выпускники воронежских школ без труда смогут просветить вас в отдельных вопросах этой сферы. Все потому, что в ВГУ начала свою работу «Школа права». Что это за проект и как он помогает одиннадцатиклассникам смело идти в «большую» жизнь нам рассказал его основатель, студент 4 курса юрфака Олег Лозенков.

0xutyyWZc8U

- Расскажи о своем проекте.

— «Школа права» направлена на правовое просвещение школьников выпускных классов. Идея появилась после того, как я съездил в Москву и познакомился с опытом молодежного движения «Ассоциация юристов России». В Москве этот проект реализуется уже достаточно давно, и сформирована хорошая команда. Они занимаются в основном общими вопросами, то есть дают школьникам основы правовых знаний: знакомят их с Конституцией, с основным законодательством и тому подобное. Я решил, что нужно концентрировать знания, давать определенную выдержку по конкретной правовой сфере — трудовому законодательству.

- Почему именно трудовое право?

— Во-первых, очень часто к нам, как к юристам, обращаются люди с проблемами в сфере трудовых споров. И зачастую эти проблемы они могли бы разрешить сами, непосредственно в момент их возникновения, если бы обладали для этого необходимыми знаниями. Кроме того, школьники уже обладают определенным багажом обществоведческих знаний для того, чтобы усвоить то, что мы им преподаем. И многие из них уже с 11 класса и с первых курсов университета устраиваются на работу. Мы даем им знания, которые для них актуальны и будут свежими на момент, когда им придется их применять.

-Долго вы уже работаете?

— Мы начали работать с ноября 2014 года. У нас прошли занятия в моем родном лицее №15 на Левом берегу. Нам удалось все организовать там по личной договоренности с директором. В декабре расширили команду проекта до 15 человек и охватили уже две школы — в 9 гимназии и в гимназии им. Никитина.

- Как проходит обучение? Вы просто читаете лекции или какой-то другой формат предлагаете?

— На каждую школу приходится четыре занятия. Первые три — это тематические лекции. Первый блок — «Трудоустройство» — вопросы о том, как найти работу, как устроиться, заключение трудового договора, как должен выглядеть трудовой договор и как оформляется прием на работу. Второй блок можно назвать «Прохождение работы», то есть это вопросы рабочего времени, времени отдыха, заработной платы, дисциплинарной ответственности. И — «Прекращение трудовых отношений» посвящено тому, как избежать незаконного увольнения. Каждую лекцию читает два человека. Мы раздаем трудовой договор, памятку по вопросам порядка привлечения к дисциплинарной ответственности и по основаниям прекращения трудовых отношений. Четвертое занятие — это деловая игра по пройденному материалу. Мы проводит мини-игру по каждому блоку, где наша команда выступает в качестве работодателя, а школьники – в качестве работников. И завершается все тестированием. Тест небольшой — 12 вопросов. По результатам могу сказать, что все очень хорошо справляются. В первой школе минимальный балл был 8, в последней – 10 из 12. Я считаю, что это очень хороший показатель усвоения знаний. По результатам тестирования мы всем выдаем сертификат с эмблемой «Ассоциации юристов России», а таже эмблемами проекта и «Юридической клиники» ВГУ.  Учитывая, что сейчас нужно портфолио при поступлении в вуз, сертификаты могут быть туда приложены.

- То есть отдача есть?

— Да, определенно. Самим ребятам тоже очень интересно, они сами говорят: «Приезжайте еще. Мы бы еще хотели какие-нибудь вопросы послушать». В основном просят прочитать лекции о семейном законодательстве. К сожалению, учителя не дали возможности выяснить, почему.

- Расскажи о дальнейших планах.

— У нас в планах на этот учебный год охватить 10 школ, чтобы совокупно около 500 учеников прошли курс занятий: мы хотим работать в трех школах в месяц параллельно. Во-вторых, возможно, изменить образовательную программу. Уже у нас есть идеи по обучению в сфере защиты прав потребителей, потому что  это актуальный вопрос, и по семейному законодательству, потому что, например, заключение брака скоро может быть для выпускников актуально. При выборе образовательной программы надо ориентироваться на тот блок, который в жизни чаще всего встречается. Нет смысла учить школьников земельным вопросам и чему-то подобному. Нужно именно актуальным каким-либо вещам обучать. Еще думаем над тем, чтобы каким-либо образом расширять аудиторию. Например, к нам обратился преподаватель с юридического факультета и попросил провести общие уроки по основам права для сына-пятиклассника и его одноклассников. В принципе, и многие студенты, когда слышат о проекте, тоже говорят, что хотели бы послушать эти лекции, что им было бы интересно. Сложность в том, что студентов много. Может быть, когда закончим первый учебный год и окончательно сформируем все образовательные программы, будем делать что-то вроде открытых лекций по праву для всех желающих по актуальным вопросам.

- Кто писал программу? Кто разрабатывал?

— Я и еще шестеро моих напарников. Мы все — консультанты «Юридической клиники», то есть уже работали в сфере оказания правовой помощи и понимали, каким способом надо излагать материал, чтобы он был доступен для человека, не обладающего специальными знаниями. После проведения первой школы, мы сделали объявление среди активистов юрфака, мол, приходите и поучаствуйте. Пришли еще около 10 человек и тоже высказали свои предложения.

- Преподаватели юрфака как-то участвуют в проекте?

— Куратор нашей «Юридической клиники» — преподаватель кафедры трудового права Юлия Борисовна Носова — подсказала ситуации из практики, которые мы приводим на лекциях, чтобы объяснить школьникам, зачем знать трудовое законодательство. Например, когда работники за незаконное увольнение по 200 000 компенсации получают и тому подобное. Плюс мы ей показывали свою образовательную программу, она ее одобрила, сделала небольшие правки, рассказала, на чем нужно акцентировать внимание, какие вопросы несущественные из трудового законодательства, какие более важные. Преподаватели понимают, как нужно донести информацию, поэтому с ними мы работаем.

-Вы делаете больший упор на практику?

-Конечно. Этим и отличается наша программа от школьных предметов. Мы даем конкретную ситуацию. Например, у вас будет заработная плата, она должна составлять такой-то размер, она должна выплачиваться в такой-то форме, в такое-то время. То есть минимум теории без ссылок на статьи трудового кодекса, потому что школьникам они не нужны. Им нужно знать, как себя повести в конкретной ситуации.

-Откуда берете средства на развитие проекта?

— Сейчас ищем источники. Пока нас поддерживает ВГУ, у нас есть грант Министерства образования на развитие деятельности студенческих объединений, за счет которого мы расходы пока покрываем. Еще участвуем в конкурсе премий Молодежного правительства области, будем подавать заявку на конкурс Росмолодежи. На конкурсах эксперты оценивают проект положительно, активно интересуются им. Я думаю, что будет возможность финансирования. Есть идеи по поводу привлечения спонсоров.

Денис Сундуков