«Как смешно!» — воскликнет один. «Хм, над этим стоит задуматься», — возникнет мысль у другого. «Мир тлен», — подумает еще один. Но все что-то скажут после посещения «Альтернативной комедии». И это ли не прекрасно?! Тому, что вызывает, провоцирует и интересует народ, всегда есть место на нише творчества. Мы поговорили с создателем «Альтернативной комедии» Александром Кападя об этом самом творчестве, вторых шансах в жизни и просроченном пудинге.
- Саша, расскажи, как создавалась «Альтернативная комедия»? В чем смысл названия?
— В Воронеже очень интересная ситуация со всеми этими комедийными штуками. Что вообще такое альтернатива? Это противоположность чему-то, выбор. Но в нашем городке комедия не настолько разнообразна, чтобы можно было говорить: «Так, мы будем делать ваще по-другому». Как подрывать устои, когда самих устоев то и нет? Поэтому тут альтернатива возникла из пустоты. Альтернативная комедия, имеет ли она тогда право зваться таковой? Думаю, да. Я долго думал, как оправдать ее альтернативность (кроме того, что это звучит круто). И придумал, что альтернатива здесь — это эксперимент, это жизнь, это естественность, непринужденность, нарочитая маргинальность — крохотные залы, немного зрителей, еще меньше комиков — но зато таких, которые повёрнуты на этом деле полностью — совершенно отмороженные неудачники, которые умеют лишь говорить.
— Какие цели ты преследовал, создавая свое детище?
— Цель у нее одна – творчество. Это, в общем-то, единственное, что получают все, кто с ней связывается. Ну, и еще — ощущение своей полезности. Думаю, не займись я этим, никаких интервью бы не было. Ходил бы на пары, получил диплом, завел жену и кормил бы детей уже сейчас. Это весело! Чтобы было весело, создана «Альткомедия».
— Здорово, что ты даешь многим людям шанс открыться, показать себя. Но получаешь ли что-то взамен?
— Конечно, получаю! Потому что благотворительности нет. Даже подающий сироткам всегда получает что-то взамен: радость, благодарность, спокойную совесть. Я (да и все вообще) получаем главное — дело, которое любим. Это компенсирует и частые депрессии, и одиночество, и прочие побочные эффекты жизни. Полюбишь и козла. И «альткомедию».
— Альтернативная комедия меняется с каждым годом. А как ты изменился за эти два года?
— Все меняется у всех. Каждая частица опыта переворачивает восприятие с ног на голову. Когда нам стукнет тридцатник, энтузиазм впадет в кому, а пока я каждое утро думаю: «А-а-а-а-а, так вот как оно устроено!».
— Почему ты поступил именно на факультет международных отношений? При таком творческом отношении к жизни?
— Потому что я глупый.
— А если бы у тебя был второй шанс сейчас?
— Поступил бы на МО, познакомился бы со всеми, с кем знакомился, начал бы выступать и сделал бы с этими людьми то, что делаю. Но не покупал бы «Чудо шоколадное — пудинг» в ларьке у общаги 23-го марта, потому что я тогда нехило отравился.
Ирина Коваленко
фото из архива Александра Кападя