Меню Закрыть

НАУКА СЕГОДНЯ: МОДНО ЛИ ЭТО — БЫТЬ УМНЫМ?

IMG_3701

На сегодняшний день популярность науки постепенно снижается. Люди начинают терять интерес к научным открытиям и идеям. Почему так происходит? Как бороться за популяризацию науки? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся ответить в сегодняшнем материале.

Типизированные образы

Сегодня массовая культура имеет сильное влияние на умы общества. Поп-культура способна сформировать представление человека о любой сфере общества, в том числе и науке. Осенью прошлого года Воронеж посетил кандидат химических наук МГУ им. М. В. Ломоносова Иван Сорокин. Он рассказал, что массовая культура часто типизирует образ ученого, представляя его в двух крайностях. Это либо гений с неадекватным набором социальных функций (Шелдон Купер из сериала «Теория большого взрыва») или циник-социопат с миллиардным бюджетом («Железный человек» Тони Старк).

— Наука представляется обществу с неправильной стороны: сегодня в СМИ все новости и материалы о российской науке соотносятся с конкретными встречами и открытиями – отсюда бюрократизация научных терминов, появление амплуа ученого-чиновника, — поделился с читателями «P.S. — Пять сов» Иван Сорокин.

Почему ученых «штампуют»?

Интересуется ли сегодня молодежь наукой? Как ни странно, да! Иначе не было бы сериалов с научной тематикой, которые, между прочим, пользуются большим спросом. Проблема неправильного представления об ученых скорее в популяризации науки. Еще тридцать лет назад в Советском союзе на трех доступных каналах шли научно-познавательные программы. Самым покупаемым печатным СМИ, как утверждает статистика, был научно-популярный журнал «Наука и жизнь». Сегодня интерес к науке постепенно угасает, в приоритете телевизионные шоу о личной жизни и мода на глянцевых страницах.
Доктор медицинских наук РНИМУ им. Пирогова Ольга Киселевич пояснила, что, по ее мнению, является причиной сформировавшегося неправильного представления об ученых:
— Сегодня у молодых людей пропадает интерес к образованию и научной деятельности. Возможно, это связано с нагромождением информации и с утверждением о том, что время тратить на образование не нужно, лучше сразу идти работать. Но желание работать в сфере высоких технологий только растет. А остальные сферы не так популярны просто потому, что платят там значительно меньше, чем это было в СССР. Люди по своей натуре интересуются тем, где можно больше заработать.
В свою очередь Иван Сорокин, кандидат химических наук МГУ, высказал свое мнение, почему сегодня на ТВ мало научных программ:
— В связи с форматом молодежных интересов, отвлекающих от науки, познавательных программ очень мало. Но современная молодежь очень даже интересуется наукой. Сейчас легко можно залезть на сайты лекций или записанных на видео физических экспериментов, зарегистрироваться и смотреть, читать, слушать в свое удовольствие. Получать нужные знания легко, если захотеть.
Популяризация науки очень важна, поэтому СМИ должны представлять научные идеи и самих деятелей. Диалог «простого» человека и ученого мира должен быть постоянно открыт. Не секрет, что сегодняшнее российское образование построено больше на теоретических уроках, чем на практике. И оригинальности, «интересности» в школьных наставлениях мало. В какой школе сейчас нет хотя бы одного учителя, который не отговаривал бы детей идти по его стопам? И хочется ли преподавателям включать креативность при такой зарплате? Вот и бытует мнение, что из школы выходят подготовленные клерки. В вузах тоже превалирует теория, поэтому шутка о красном дипломе как подставке на стол сейчас актуальна. Нужна практика. Нужна образность в науке и образовании. Нужен творческий подход.

Пора менять стереотипы

Зрелищные эксперименты все больше приковывают к себе внимание сегодня. Они дают волю и фантазии, и образному мышлению. В Воронеже уже существует музей занимательных наук «Эйнштейниум», в котором можно увидеть более сотни любопытных экспонатов, наглядно демонстрирующих различные законы физики, природные явления и оптические иллюзии.
Воронеж активно борется за популяризацию науки. Мы можем похвастаться людьми, которые создают необычные научные и образовательные проекты. Они выступают на конкурсе инновационных идей или независимо, самостоятельно внедряют науку в массы. У таких молодых ребят есть своя цель, а главные методики – образность, практика, наглядность.
Дмитрий Некрасов, автор проекта «Свежая лекция», занимается организацией познавательных лекций, которые позволяют знакомиться с практической стороной темы. Он считает, что для привлечения к науке и образованию нужно либо «заводить на это моду», либо иметь план формирования ценностей у нового поколения.
— С теми, кто сегодня находится в категории «молодежь», нужно работать точечно, привлекать, организовывая мероприятия по выявлению тех, кто склонен к науке. Но здесь важно понимать значение понятия «привлекать». Зрителей привлечь просто. Создаем с помощью маркетинга хорошую концепцию и вуа-ля! У меня при создании проекта возникло желание восстановить справедливость в сфере образования. Желание показать студентам практическую сторону того, что им теоретически дают в вузе. Не было тогда такого взгляда на ситуацию. Сейчас все-таки подход другой. «Свежая лекция» – платформа для поиска себя как участника, так и организатора. Мы учим здесь саморазвитию, поиску ресурса образования и просвещения.
Дмитрий Коюда, инициатор «Турнира Трех Наук» – соревнования физиков, химиков и биологов, команды «Creative Science» – проекта научных экспериментов от молодых ученых, и «Занимательной науки» – зарождающейся экспериментальной и лекционной лаборатории для школьников, работает ради желания популяризации науки. Он поделился с читателями «P.S. — Пять сов» своим видением данной проблемы.
— Я хочу показать общественности, что это не скучно, а красиво, эффектно, зрелищно и интересно. Сегодня существует такая тенденция – народ читать не любит. Об этом говорят такие социальные сети как Instagram и Twitter: человеку нужна картинка, пару слов и креатив. Наличие сейчас научно-познавательных программ, лекций, площадок для обмена знаниями и состязаний должно способствовать развитию интереса к науке у «простых» людей.

Каким должен быть ученый сегодня
Для того, чтобы интерес к науке у людей не угасал, необходимо соблюдать несколько правил.
1. Идеи ученого должны быть доступны.
2. Любопытство и искренняя радость от новых открытий способны заинтересовать любого.
3. Главный шаг на пути к успеху — не останавливаться на достигнутом. Твердолобость еще никому не помешала.
4. Молодой ученый должен быть готов к экспериментам, победам и поражениям.
5. Необходимо уметь доказывать свою правоту и подтверждать сказанное весомыми аргументами.
А если ты критически думаешь и не заражен мыслью о том, что все вокруг – инопланетяне, задумайся, может, тебя уже можно назвать ученым?

Ольга Козлова

Портал «P.S. — Пять сов»