IMG_3901

Белый дым вьется из горшка, как будто стекает на пол. Ощущение, что сбылись все детские мечты, ты попал в Хогвартс и очутился на уроке зельеварения. Но это не сказка, а самая настоящая реальность! Так магия проникла в наш мир с «Занимательной наукой». Чудесами с нами поделился Дмитрий Коюда – аспирант физического факультета ВГУ, автор и руководитель научно-популярный лектория в книжном клубе «Петровский», команды экспериментаторов Creative Science и студенческого Турнира Трех Наук.

– Почему наука, которую вы демонстрируете детям и взрослым занимательная?

– На занятиях, которые мы проводим, мы не рассказываем то, что ребята могут прочитать в учебниках, а стараемся давать им интересный материал нестандартно. Каждое занятие – это небольшой теоретический материал, который преподносится в виде презентации с увлекательными видеосюжетами и иллюстрациями, а также живые эксперименты, которые каждый ученик делает самостоятельно под нашим контролем. И, как показывает практика, это нашим ученикам больше всего и нравится.

– А какие есть эксперименты, которые может сделать абсолютно любой?

– Один из самых простых и, в то же время, интересных экспериментов – с «неньютоновской» жидкостью. Его может провести каждый в домашних условиях. Для этого понадобятся только крахмал и вода в примерном соотношении 1:1. Если их смешать, то получится однородная масса. Если перемешивать медленно и плавно, то по плотности она будет напоминать сметану. Если же попытаться перемешать ложкой с силой и быстро, то рука ощутит очень сильное сопротивление, а смесь будет почти моментально твердеть вблизи ложки. И из нее даже можно сделать комок! Так, меняя интенсивность физического воздействия, можно наблюдать, как меняются плотность и вязкость жидкости.

– Это направление сегодня актуально?

– Безусловно, да. Представители власти и само общество стали понимать необходимость развития интереса у детей, прежде всего, к естественным и техническим наукам. За последние десятилетия наука очень сильно шагнула вперед. Буквально каких-то пару десятков лет назад компьютеров практически не было, а сейчас они – неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Однако система образования категорически не успевает подстраиваться под этот темп. То, как преподают сейчас физику, химию и биологию, не очень изменилось за последние лет 50. За границей это сейчас понимают, но далеко не везде. У нас с этим еще сложнее. И мы надеемся, что нашими проектами мы сможем внести некий вклад в развитие системы образования хотя бы в нашем регионе.

– Что вас удивило, когда вы начали заниматься «нескучной » наукой?

– Если говорить о «Занимательной науке», то наверно то, что немалому количеству детей наши занятия действительно интересны. И даже после того, как мы 14 декабря завершили первый блок занятий, нам продолжают звонить и спрашивают, как попасть к нам на занятия. А на лекции по астрономию в «Петровском» мы собрали рекордные 163 слушателя. Это был абсолютный аншлаг – не было свободного места даже для того, чтобы стоять. Тогда мы в очередной раз убедились в том, что образовательные проекты можно и нужно делать в Воронеже.

– А как вы сами стали заниматься наукой?

– Тут я должен сказать спасибо своему научному руководителю – Турищеву Сергею Юрьевичу. Знакомство и работа с ним – также один из ключевых моментов в жизни. Своим примером, в первую очередь, он показал мне, что наука – это увлекательный процесс, в ходе которого ты не только совершаешь какие-то открытия, но знакомишься с интересными людьми, посещаешь города и страны на конференциях, лучше понимаешь суть явлений. При всем этом ты можешь развиваться и как личность с большим числом других интересов, не замыкаясь только лишь на научных исследованиях. Кроме того, значительную роль сыграли и мои заграничные научные стажировки, на которых мне удалось «лицом к лицу» «столкнуться» с наукой, которой я занимаюсь, и лучше понять хотя бы то, что у меня написано в моей дипломной работе.

– Физики чем-то отличаются от обычных людей?

– Очень люблю высказывание великого британского физика Эрнеста Резерфорда: «Все науки делятся на физику и коллекционирование марок». И в этом есть очень большая доля правды. Еще в школе я понял, что физика – это, пожалуй, единственная наука, которая может объяснить практически все, что происходит в окружающем нас мире. Этим она и интересна и привлекательна. К тому же, всякий физик обладает довольно гибким мышлением: физик всегда сможет стать экономистом, но наоборот – никогда! Так мне говорили, когда я учился еще в школе. И с годами я в этом только убеждаюсь.

– Какие эксперименты у детей самые любимые?

– Думаю, это мастер-класс по криоэкспериментам. Это физика низких температур: сухой лед и жидкий азот. Это одни из наиболее зрелищных наших экспериментов, которые привлекательны и тем, что не демонстрируются в школах. При взаимодействии с воздухом комнатной температуры сухой лед и жидкий азот из-за большой разницы температур интенсивно испаряются, а жидкий азот позволяет практически моментально замораживать самые различные объекты – от воздушных шариков до бананов и розочек. «Азотное мороженое» — это, как правило, гвоздь программы, поскольку мы позволяем детям готовить его самостоятельно.

– Чем работа с детьми отличается от работы со взрослыми?

– Так сложилось, что у нас уже имеется довольно большой опыт выступлений с экспериментами перед самой разной аудиторией: от детей детсадовского возраста до их учителей, родителей, бабушек и дедушек. Реагируют по-разному. Дети, как правило, воспринимают наши эксперименты как некую магию, не совсем понятную их мозгу. Взрослые, в основном, тоже проявляют интерес и пытаются понять, почему данные опыты получаются так, а не иначе. Но некоторые все же боятся, например, пугаются жидкого азота, потому что «он холодный и парит». У детей такой страх отсутствует.

– А для студентов у вас – Турнир Трех Наук?

– Турнир – это ежегодное состязание между студентами вузов по решению научных задач, представлению решений в виде презентаций и защите их в ходе полемики с участниками других команд. Решение задач, предлагаемых для турнира, требует глубоких познаний физики, химии и биологии. Турнир Трех Наук был проведен уже дважды: в 2013 году в статусе открытого регионального и в 2014 – в статусе всероссийского. В 2015 году планируется выход на международный уровень. Отличие турнира от стандартных олимпиад в том, что задачи известны заранее; команды готовят свои решения дома, а непосредственно на турнире докладывают решения этих задач, которые обсуждаются затем с представителями других команд-соперниц – оппонентом и рецензентом. А после трехсторонней дискуссии подключается и жюри, которое имеет право задать вопросы всем участникам дискуссии. Также уникальность турнира в том, что часть задач предлагают спонсоры – инновационные промышленные компании. В ходе состязания они получают не только решения поставленных ими задач, но и могут пополнить свой кадровый состав талантливыми специалистами. В перспективе нам бы хотелось, чтобы турнир выступал площадкой для диалога между бизнесом и студенческим сообществом; трудоустройства молодых специалистов и отбора лучших кадров.

– Что было самым ярким на турнире?

– В связи с тем, что даже во время самого турнира было очень много текущей работы, большую его часть я практически не видел. Тем не менее, могу выделить два момента, которые запомнились больше всего. Первый – это когда на открытии Турнира ректор объявил об утверждении денежного призового фонда общей суммой в 320 000 рублей (100, 70 и 50 тысяч для команд, занявших 1, 2 и 3 места соответственно, и 100 тысяч лучшему игроку Турнира). Это было большой неожиданностью, как для участников турнира, так и для нас – организаторов. И такое решение Дмитрия Александровича является показателем того, что формат турнира является актуальным и перспективным. Кроме того, такого призового фонда никогда не было ни на одном турнире в России. Второй момент – это когда на финале турнира команда ВГУ пригласила меня принять участие в их эксперименте для задачи о мыльной пленке. Пришлось побывать в огромном мыльном пузыре, который ребята приготовили по собственному рецепту.

– Все состоялось так, как вы и планировали?

– Редко когда получается сделать что-то именно так, как планируешь. Были и недочеты, были и очень приятные моменты. Могу лишь сказать, что мы довольны тем, как турнир был проведен в 2014 году, остались довольны и команды-участницы. Это для нас самое главное! Надеемся на то, что в 2015 году сможем организовать все на еще более высоком уровне.

– Как начался Creative Science?

– Еще в сентябре 2013 года нами был создан «Клуб экспериментаторов». Хотели вовлечь в нашу команду только что поступивших первокурсников и посчитали, что данный формат наиболее приемлем для них. Предполагалось, что мы будем делать различные физико-химические эксперименты и демонстрировать их перед школьниками. И буквально сразу после того, как мы объявили о создании такого «Клуба экспериментаторов», нас пригласили поработать на фестиваль актуального научного кино «360 градусов», хотя ни одного опыта выступления у нас на тот момент не было. Тем не менее, мы очень успешно отработали на фестивале – выступали 4 дня подряд по 3 раза в день, каждый раз перед аудиторией численностью около 100 человек. Это было своеобразным «испытанием боем». Мы его выдержали и решили, что нужно продолжать работать в этом направлении, поскольку людям нравится. Позже мы переименовали «Клуб экспериментаторов» в проект Creative Science.

 – Но как при такой нагрузке вам удается так много успевать?

– Успевать, на самом деле, удается не так много, как хотелось бы. А все, что я все-таки успеваю, благодаря сильному стремлению к поставленным целям, трудолюбию, которое было привито еще в детстве, и команде, которая сильно помогает в реализации проектов.

– Что вы считаете своим главным достижением?

– Если говорить о чем-то высоком, то главное достижение – это когда дети, их родители и учителя, студенты-участники Турнира Трех Наук говорят нам «спасибо». Это очень ценно для нас и является показателем того, что мы делаем нужную и важную работу. Если говорить о чем-то более приземленном, то это, наверно, победа с двумя проектами в конкурсе премий Молодежного правительства, что также отражает значимость и высокое качество реализуемых нашей командой проектов.

Ксения Канухина